Сибирский центр оборонной промышленности

Сибирский центр
оборонной
промышленности

В годы Великой Отечественной войны Новосибирску была отведена роль одного из главных тыловых центров оборонной промышленности Советского Союза. Что необходимо было сделать для решения столь важной задачи? Ответить на этот вопрос невозможно без описания того, что представляла собой новосибирская промышленность к началу войны.

С чего все начиналось
Ново-Николаевск уже на заре своего становления был промышленным городом. В 1907 году здесь насчитывалось 18 фабрично-заводских предприятий. К 1912-му их число увеличилось в шесть раз, а сумма выпущенной продукции достигла 11 млн руб. В промышленном отношении молодой город обогнал такие старые сибирские города, как Барнаул, Тобольск, Томск и Тюмень.

Промышленность Ново-Николаевска специализировалась преимущественно на обработке сельскохозяйственного сырья, основу же ее составляло мукомольное производство. Для нужд армии был построен Военно-сухарный завод. В городе развивались производства по добыче камня, песка, глины, переработке древесины, обработке металла. В 1910 году в Ново-Николаевске работали два чугунолитейных завода. Наиболее крупный — завод «Труд».
В 1921 году Ново-Николаевск стал административным центром Сибирского края, простиравшегося от Урала до Забайкалья. Статус административного центра содействовал размещению здесь новых предприятий и стимулировал приток специалистов. По данным статистики, в 1925 году в Ново-Николаевске, который через год стал Новосибирском, действовали 35 цензовых промышленных предприятий, на которых работало до 2 тыс. человек. В ремесленной промышленности насчитывалось 1,6 тыс. работников.
Результаты индустриализации
В годы первых пятилеток в стране развернулась масштабная модернизация народно-хозяйственного комплекса СССР. Особая роль отводилась Урало-Кузнецкой программе. Предприятия Новосибирска в этом комплексе должны были снабжать Кузнецкий металлургический комбинат горным оборудованием и строительными материалами. В городе началось строительство завода «Сибкомбайн», завода горного оборудования, завода имени XVI партсъезда. Постепенно Новосибирск превратился в крупный индустриальный центр Сибири.

Накануне Великой Отечественной войны промышленность города была представлена несколькими отраслями. В их число входили авиастроение (завод имени В.П. Чкалова), производство боеприпасов (комбинат «Сибметаллстрой»), машиностроение (заводы «Труд» и имени XVI партсъезда), энергетика («Новосибирскэнерго»), деревообработка (завод «Большевик»), легкая (фабрики имени ЦК Союза швейников, имени С. М. Кирова) и пищевая (фабрика «Красная Сибирь», мельзавод) индустрии. В первом полугодии 1941 года доля легкой, пищевой, местной и кооперативной промышленности составляла 76%, тяжелой — 24%. Удельный вес оборонных отраслей достигал 23,4%, гражданских — 76,6%.
«Сибкомбайн» — превзойти Америку

Первенцем индустриализации стал завод «Сибкомбайн». Он начал строиться в декабре 1929 года в левобережной части Новосибирска. Газета «Известия» писала, что «Сибкомбайн» сооружается в стране первым в своем роде и по масштабам будет превосходить подобные заводы Америки и Европы. Перед ним была поставлена задача — выпускать в год 25 тыс. комбайнов, 30 тыс. сенокосилок и 35 тыс. сеялок. На возведении завода в то время работало около 1,5 тыс. человек. Строительство велось в чрезвычайно трудных условиях: необжитое, голое место, нет жилья, транспорта, не хватает рабочих. Но потребовалось меньше двух лет, чтобы с конвейера сошел первый сибирский комбайн. В августе 1931 года он успешно прошел испытания на полях под Новосибирском, но в серийное производство запущен не был. В последующие годы завод неоднократно перепрофилировался. «Сибкомбайн», «Сибтекстильмашстрой», «Сибметаллстрой», комбинат №179 и «Сибсельмаш» — так в разные годы называлось одно из крупнейших предприятий страны.

Завод «Труд» — многостаночник

В 1928 году началась модернизация завода «Труд» — одного из ведущих промышленных предприятий города. Он принимал участие в развитии металлургической и угольной промышленности страны. Его с полным основанием можно считать одним из строителей Урало-Кузбасса. Первые шахты Кузбасса начали свою работу на оборудовании, изготовленном на заводе «Труд». Они получили от завода конвейеры, транспортеры, лебедки грузоподъемностью от пяти до 20 тонн, угольные бункеры.

Завод горного оборудования
Решение о строительстве в Новосибирске завода горного оборудования было опубликовано 27 декабря 1930 года. По проекту предполагалось ежегодно выпускать 1,5 тыс. врубовых машин, 1,4 тыс. лебедок, подъемные машины, конвейеры, вагонетки, оборудование для обогащения и сортировки угля.

Стройка развертывалась на необжитом месте, среди болот. Средства механизации отсутствовали, основными орудиями труда служили кирки и лопаты, а транспортом – лошади, впряженные в деревенские телеги. В 1933 году завод изменил свой профиль и стал называться «Сибмашстрой». Предприятие начало выполнять госзаказы по изготовлению инструмента и запчастей для тракторов и комбайнов. Позже начался выпуск простейших сельскохозяйственных машин – льнотрепалок и насосов.


В 1936 году завод передали Главному управлению авиационной промышленности. В рекордные сроки предприятие было переоборудовано под выпуск самолетов. Первой машиной, которую освоили новосибирские авиастроители, был истребитель И-16. Он совершил свой первый полет через 10 дней после запуска предприятия. На этих машинах воевали летчики в Испании и на Халхин-Голе. В 1938 году серийное производство позволило выпустить 104 самолета, а в 1939-1940-м годах завод довел выпуск до 503 машин.

26 января 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении заводу имени «товарища Чкалова В.П.». В конце 1940 года завод выпустил 265 боевых машин новой конструкции ЛАГГ-3. Всего до начала войны на заводе имени В.П. Чкалова изготовили около 900 машин.

Удаленность от фронта и близость к ресурсам

До Великой Отечественной войны главная военно-промышленная база СССР размещалась в европейской части, преимущественно на линии Ленинград — Москва — Тула — Брянск — Харьков — Днепропетровск. Нарастающая угроза, особенно начало Второй мировой войны, потребовали создания второй военно-промышленной базы. Предприятия начали сооружаться в регионах Поволжья, Урала и Сибири. В третьем пятилетнем плане народного хозяйства СССР намечалось создать в Новосибирске крупный центр машиностроения — в основном оборонной промышленности. В условиях начавшейся войны Западная Сибирь являлась глубоким тылом. Регион располагал необходимыми ресурсами для производства почти всего спектра оборонной продукции. Урал и Западная Сибирь занимали первое место в стране по выпуску цветных металлов.


Удобное транспортное положение Новосибирска обеспечивало хорошую связь с сырьевой базой и позволяло в случае войны на два фронта — с Германией и Японией — одновременно обеспечивать воюющие армии боеприпасами и военной техникой. В связи с этим правительство приняло решение эвакуировать сюда заводы, выпускавшие боеприпасы и самолеты, а также уникальные предприятия, на которых изготавливались многие виды оптико-механического, радиотехнического и электротехнического вооружения.


Людмила Кузменкина

Официальные партнеры проекта: