В годы Великой Отечественной войны Новосибирску была отведена роль одного из главных тыловых центров оборонной промышленности Советского Союза. Что необходимо было сделать для решения столь важной задачи? Ответить на этот вопрос невозможно без описания того, что представляла собой новосибирская промышленность к началу войны.
Первенцем индустриализации стал завод «Сибкомбайн». Он начал строиться в декабре 1929 года в левобережной части Новосибирска. Газета «Известия» писала, что «Сибкомбайн» сооружается в стране первым в своем роде и по масштабам будет превосходить подобные заводы Америки и Европы. Перед ним была поставлена задача — выпускать в год 25 тыс. комбайнов, 30 тыс. сенокосилок и 35 тыс. сеялок. На возведении завода в то время работало около 1,5 тыс. человек. Строительство велось в чрезвычайно трудных условиях: необжитое, голое место, нет жилья, транспорта, не хватает рабочих. Но потребовалось меньше двух лет, чтобы с конвейера сошел первый сибирский комбайн. В августе 1931 года он успешно прошел испытания на полях под Новосибирском, но в серийное производство запущен не был. В последующие годы завод неоднократно перепрофилировался. «Сибкомбайн», «Сибтекстильмашстрой», «Сибметаллстрой», комбинат №179 и «Сибсельмаш» — так в разные годы называлось одно из крупнейших предприятий страны.
В 1928 году началась модернизация завода «Труд» — одного из ведущих промышленных предприятий города. Он принимал участие в развитии металлургической и угольной промышленности страны. Его с полным основанием можно считать одним из строителей Урало-Кузбасса. Первые шахты Кузбасса начали свою работу на оборудовании, изготовленном на заводе «Труд». Они получили от завода конвейеры, транспортеры, лебедки грузоподъемностью от пяти до 20 тонн, угольные бункеры.
Стройка развертывалась на необжитом месте, среди болот. Средства механизации отсутствовали, основными орудиями труда служили кирки и лопаты, а транспортом – лошади, впряженные в деревенские телеги. В 1933 году завод изменил свой профиль и стал называться «Сибмашстрой». Предприятие начало выполнять госзаказы по изготовлению инструмента и запчастей для тракторов и комбайнов. Позже начался выпуск простейших сельскохозяйственных машин – льнотрепалок и насосов.

26 января 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении заводу имени «товарища Чкалова В.П.». В конце 1940 года завод выпустил 265 боевых машин новой конструкции ЛАГГ-3. Всего до начала войны на заводе имени В.П. Чкалова изготовили около 900 машин.
До Великой Отечественной войны главная военно-промышленная база СССР размещалась в европейской части, преимущественно на линии Ленинград — Москва — Тула — Брянск — Харьков — Днепропетровск. Нарастающая угроза, особенно начало Второй мировой войны, потребовали создания второй военно-промышленной базы. Предприятия начали сооружаться в регионах Поволжья, Урала и Сибири. В третьем пятилетнем плане народного хозяйства СССР намечалось создать в Новосибирске крупный центр машиностроения — в основном оборонной промышленности. В условиях начавшейся войны Западная Сибирь являлась глубоким тылом. Регион располагал необходимыми ресурсами для производства почти всего спектра оборонной продукции. Урал и Западная Сибирь занимали первое место в стране по выпуску цветных металлов.
Удобное транспортное положение Новосибирска обеспечивало хорошую связь с сырьевой базой и позволяло в случае войны на два фронта — с Германией и Японией — одновременно обеспечивать воюющие армии боеприпасами и военной техникой. В связи с этим правительство приняло решение эвакуировать сюда заводы, выпускавшие боеприпасы и самолеты, а также уникальные предприятия, на которых изготавливались многие виды оптико-механического, радиотехнического и электротехнического вооружения.
Людмила Кузменкина